not_detected (not_detected) wrote,
not_detected
not_detected

Каспар Давид Фридрих (1774-1840)

Я бы не слукавила, сказав, что живопись Каспара Фридриха прекрасный пример того явления в истории искусства в целом и живописи в частности как романтизм, с той лишь оговоркой, что романтизм реакционный.
И это уточнение выплыло на поверхность, когда я капнула глубже, ибо мое представление о романтизме это прекрасно, но
я прекрасно понимала, что творческое наследие одного из основных романтистом- Э.Делакруа, совсем иного рода, а именно
преисполненное героического и революционного пафоса, буйства страстей и энергий.
Поковырялась несколько вечеров, прежде чем нашла разгадку этого ребуса: оказывается романтизм изначально носил
именно прогрессивных характер (так и назывался) в борьбе с догматизмом академического классицизма. Все это наиболее
последовательно происходило во Франции, и предвестником можно назвать Ж.Л. Давида, который вытеснил с пъедестала подчиненное исключительно чувственным наслаждениям рококо в пользу возрождения античных образов, строгой правильности рисунка и героического содержания.
На тот момент (рубеж 18-19 в) все конечно приняли это новое искусство (неоклассицизм), но по факту с полотен смотрят на зрителя восковые фигуры, в которых едва угадывается хоть какая эмоция..а как бэ эпоха то не та, чтобы довольствоваться подобных, вот и стали появляться такие как Т.Жерико и Э. Делакруа где одно полотно темпераментнее другого. Более того, сюжеты уже искали не столько в истории, сколько в литературе, а если и на исторические сюжеты, то через призму воображения автора.
Другими словами, во Франции вся эта смена жанров шла очень бурно активно и практическо кроваво.
Немцы же закрепили за собой более размеренный и спокойный, тот самый реакционный романтизм, другая разновидность эскапизма), где происходило "возвышение" искусства над бренным и суетным, где превалирует религиозная мистика, пантеизм, созерцательная отрешенность и меланхолия. ..и здесь помимо прочих упоминается К.Фридрих.
Где-то здесь затисались и уже озвученные ранее товарищи-назарейцы (Овербек&Корнелиус) с обращением помимо прочего
к образом раннего Ренессанса.

И если прогрессивный романтизм дал в дальнейшем импульс для новой реалистической школы, то реакционный заложил эстетику
таких полярных с реализмом течений как символизм и модерн..

Английский романтизм в лице Блейка и Тернера это отдельная большая тема поэтому в другой раз.

Caspar_David_Friedrich_032_(The_wanderer_above_the_sea_of_fog)

105fried

106fried

205fried

206fried

207friee

208fried

210fried

211fried

213fried

300fried

301fried

305fried

401fried

Caspar_David_Friedrich_004

Caspar_David_Friedrich_028

The_stages_of_Life
Tags: 18 в., 19 в., германия, романтизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments