Гюстав Курбе (Gustave Courbet) 1819-1877

Если классицисты искали героев в античности, романтики выбирали в качестве героев  супер-героев,  то реалисты сделали главной темой искусства своих соседей по духу, крову и эпохе.
И среди реалистов первым стал писать изображения полу-крестьянской-полу-буржуазной среды Гюстав Курбе.
Я не могу сказать, что испытываю бурный восторг к его все чаще декадентским работам, но те, что попадались на глаза, откладывались за силу и мощь.
Более того, фигура Курбе интересна с точки зрения того, что он своим этим реализмом вдохновил юное поколение развить тему до импрессионизма, а потом и авангарда, но это  позже..
А пока на дворе 1844 и 29-летний взбалмошный Курбе дебютирует на Салоне с "Автопортретом с собакой", где вроде еще вписывается в традиции романтизма на манер Эжена Делакруа, а вот тремя годами позже картиной "Человек с Трубкой" уже задает тон новому реалистическому течению и в 1849 закрепляет  "Послеобеденным временем в Орнане" и еще неск. работами результат. ..и  где-то здесь новаторство его получает признание)
Свой отчаянно-дерзкий нрав он особо картинно проявил в 1855, когда на Всемирную выставку не приняли ряд его значительных полотен, и он, значит, разбил шалаш в кустах сирени поблизости и устроил там персональную антивыставку "Реализм", где умудрился разместить 39 своих полотен, среди которых "Мастерская художника" и "Здравствуйте, г-н Курбе". Потом (сер. 1860х) по его примеру будет  создан "Салон отверженных".
А к выставке 1867 года он, вполне уже заслуживший признание и авторитет, устраивается в отдельном здании с экспозицией из 136 работ.
"Эта выставка явилась ярким доказательством его творческой силы, бесспорной и несокрушимой победой художника и исповедуемого им реализма в искусстве" (с) блабла-крутата

Еще понравилась выжимка из его диалога с Делакруа, как неплохо характеризующая его как человека и философию творчества в целом:
«Кто эти крылатые дамы там вверху, меж облаков?» (разглядывая одно из полотен Делакруа) Делакруа ответил, что это, конечно, ангелы. Курбе поднял брови: «Как? Вы пишете ангелов? Когда же Вы их видели? А если не видели, то как же можете их писать?.. А я пишу только то, что вижу».
Уж не знаю как выкручивался Делакруа, но непосредственность, граничащая с хамством, обезоруживает))

И,хохо, "Происхождение мира" 1866 года написания какбэ тоже дает представление о .. дерзости  Курбе. не выкладываю ибо порно))
В 1860х стирается грань между портретом и жанром в его работах (кстати, эту манеру подхватит Э.Мане и следующие импрессионисты), Курбе же больше интересуется красотой окружающего мира, чем переживаниями героем -> "Девочка с чайками"
Кстати, озвученные по тексту работы сразу под катом в очередности упоминания.

Ну а закончилось все не очень здорово:в дни Парижской коммуны Курбе принимает активное участие в революционных событиях, без малого дядька наш бородатый возглавлял толпу, разрушившую Вандомскую колонну — памятник Людовику XIV, за что впоследствии попадает в тюрьму и высылается из страны. Доживает свой век в Швейцарии.

Хижина в горах

Хижина в горах
Collapse )

Пер Экстрем (Per Ekström) 1844-1935

Найти ассоциацию к сложно-запоминающейся фамилии - наилучший способ запомнить, а гугл развил тему, предложив вместо
запрошенного сложного словосочетания: "может вы имели ввиду Парк экстрим?" ..не без этого дружочек, не без этого.. бо все
сводится к одному - разбавить обыденность яркими впечатлениями, а там уж кто экстримальнее)
Вообще по интуитивному плану изначально был Густав Курбе, но потом его перебил порыв в сторону Николая Ге, но и этот ныне
проиграл драматическому магнитизму пейзажей Экстрёма, с которыми я сейчас органично сливаюсь, прибывая в некотором трагическом оцепенении, на зависть школьникам из драмкружка))
Вроде бы безобидные природные мотивы, но какая-то нечесть  точно в кустах затаилась, белки саблезубые не иначе,
а солнце так апще апокалиптично-зловеще зияет, памятуя  бренность и мнимость страстей человеческий;)
А про автора  главное скажу - первый швед в моей коллекции, тег даже пойду рисовать сейчас)
Лениво сегодня пересказывать, поэтому дерзко копирую краткое жизнеописание:
"Художник, который вошел в историю искусства, как «Мастер-Солнце», родился у юго-восточного побережья Скандинавии –
на острове Эланд. В Королевскую Академию Искусств он поступил в возрасте 20 лет. А закончив её, перебрался во Францию,
где продолжил образование. Этот период увековечен им в прекрасных пейзажах Нормандии и окрестностей Парижа 70-80-х годов
позапрошлого столетия. Домой – на Эланд – вернулся лишь в 1910-м - уже сложившимся живописцем. Но именно во второй
половине жизни стал уделять в своём творчестве повышенное внимание главному небесному светилу, одновременно
экспериментируя с разными «продвинутыми» идеями того времени."


615f9d8ef99c-1
Collapse )

Ги Роуз (Guy Rose) 1867-1925

Если импрессионизм в первоисточнике - стиль поверхностный,без какого-либо негативного тут оттенка, бо цель задана какая?
уловить ускользающее мгновение в природе со всеми сиюминутными рефлексами, тенями и оттенками и от того не до сантиментов и ,куда более, скрытых психологизмов было  художникам в таком конвейерном процессе) ..
..так вот а  импрессионизм в американской версии видится мне как совсем упрощенный вариант, на грани слащавости порой даже)
по нагрузке где-то рядом с иллюстрациями. Правда все это не умаляет мастрества художников  и живописной привлекательности
их полотен)
И дабы не снискать себе славу голословного повествователя, примером сегодня будет разбор полетов с неким американцем-импрессионистом Ги Роузом. Я уже не раз натыкалась на его работы, восторженно вздыхала, но закладок не делала, а тут решила все-таки сконцентрироваться.
Ги снискал славу в самый активный период своего творчества, счастливчик) А вот начал рисовать, собсна, по несчастливой
случайности,когда, в пору отрочества, был подстрелен родным братом во время охоты и занялся рисованием за невозможностью
временно активно время проводить. Основы живописного образования получил в своих краях, но позже (1888) перебрался в Париж
и там продолжил и завершил обучение. Далее работал в НЙ , кстати, как иллюстратор в том числе для Harper's и других звонких
изданий. А в 1899 с женой возвращается во Францию и покупает дом не где-нибудь, а в Живерни, то есть обретает себе соседа
в лице К.Моне,а немногим позже становится его учеником и другом, но в 1914 по состоянию здоровья вынужден вернуться на
родину, где в 1915 завоевывает серебряную медаль за работы, выставленные на Всемирной выставке, ну а далее преподает и
пишет буквально до смерти (1925).

the-old-bridge-france-1910
Collapse )

Гюстав Моро ( Gustave Moreau) 1826-1898

Не меняя локации, отмотаем пяток-другой десятилетий назад и увидим молодого выпускника парижской академии художеств,
который только только принимает решение отказаться от академизма ради поиска собственного стиля и с этой целью, как,
впрочем, многие до и после него, направляется в Италию изучать старых мастеров (тут акцент на "отправляются изучать" и реже  - "поиск отличного от А. стиля"), результатом чего становится серия полотен (1850-60е) весьма нагруженных реквизитом и персонажами , но, имхо, весьма поверхностных по содержанию ( некий недо-академизм ибо еще не вполне что-то иное стилистически сложившееся). Эти работы проваливаются на Салоне 1864 года, но зато к 1878 его мастерство явно окрепло и со стилем он определился, который, между делом, символизм)) за что резонно был приглашен экспонироваться на Всемирной
выставке, где его полотна уже имели успех, а в 1891 становится профессором Академии художеств.
Им вдохновляются набирающие в то время силу символисты ( в т.ч. мною обожаемые Редон),  фовисты, на тот момент совсем зеленые (Матисс) и те, кому еще предстоит поразить однажды мир ирреальными образами -  сюрреалисты.

Именно  факт  такого влияние на подрастающее поколение  привлек мое внимание в этому
художнику)

Что до моего субъективного по отношению к его субъективному фантасмагориям, то тут неоднозначно) : работы его бесспорно роскошны, таинственны и демонстрируют автора во всей красе  его чувствительно-экзальтированной индивидуальности, но уж  больно угнетают суиидальными подтекстами. Поэтому сеанс дурмана вокруг работ Моро ограничился одним вечером)

1880 Галатея

1880 галатея
Collapse )

Henri Martin (Анри Мартэн) 1860-1943

И снова Франция рубежа веков)..
..когда с импрессионистами уже смирились и приняли, следующее поколение художников (те, что пост-импр.)
продолжает экспериментировать с цветом, техникой наложения мазка  не менее смело чем "первопроходцы",
но еще не так дерзко ..

как лет через 20-30 начнут бузить какие-нибудь дадаисты, сделавшие упор на "дешево и сердито"
и, по сути, сорвав куш, бо публика вздрогнула, запомнила, а некоторые в историю вписали..

..и Анри Мартэн вполне яркий представитель плеяды французских пост-импр.
От академизма отказался сразу после окончания обучения и, воодушевленных Моне и Ко., принялся осваивать воздушную среду, но
буквально сразу же стал делать это в несколько иной манере, более близкой с пуантилизму, с той лишь разницей, что он
накладывал краски не точечным методом, а параллельными штрихами.

Работы Мартэна как неоимпрессиониста не считаются основополагающими, тем не менее, его произведения пользовались успехом и вошли в мировую классику живописи как импрессионизма, так и символизма.

Мне работы Мартэна нравятся за мягкий колорит, какое-то особое состояние тишины и задумчивости внутри затронутого
пространства, где приходит желание затаиться и созерцать)

ducks-on-the-vert
Collapse )

Игорь Грабарь (1871-1960)

Как когда путешествие по новым странам начинает тяготить изобилием впечатлений и хочется вернуться домой, где заурядно
и обыденно, но душевно и все такое родное..так и я сейчас немного утомилась от витиеватых заморских форм изображения,
и хочу русской природы, когда она безыскусно преображается ранней весной,  ..и поэтому Игорь Грабарь  ..который
умел передать самые тонкие нюансы света и превзойти сам этот естественный солнечный луч без надуманностей, но ярко, эффектно и жизнеутверждающе.
Грабарь - крайне разносторонняя личность, художественная деятельность у него соседствовала с научной и литературной:
работал с архивами, написал научный труд "Историю русского искусства",как эксперт искусствовед и представитель
русских художником много путешествовал, первым был представлен к званию заслуженного деятеля искусств, введенному в 1928 году.
Работал в реставрационных мастерских и даже отказался от директорства в Третьяковской галерее из за этого.
А, еще он успел как архитектор потрудиться, по его проекту  под Москвой больницу отстроили на манер итальянских палаццо эпохи Возр.
Живописи обучатся у Чистякова, знаменитого за плеяду им взрощенных художников: Поленов, Репин, Врубель, Серов..
В основе  работ Грабаря технические приемы импрессионистов, но также часто он использовал и прием точечного разложения цвета,тот самые пуантилизм, о котором чуть ранее я говорила.
Он очень любил изображать зимний пейзаж, а иней - это был его особый личный аттракцион) бо мимолетность этого природного
явления вынуждала особенно спешить с работой и красками поэтизировать минуты быстротечной красоты. (занавес.слезы)
Немало натюрмортов и портретов, а также ряд работ  во славу лихих свершений дедушки Ленина ( как государственный деятель, не мог, да и не должен был, видимо,  в своем творчестве обойти сферу ангажированных форм искусства).
Но для меня имя Грабаря неизменно навевает ассоциации с его "февральской лазурью", "мартовским снегом" и другими
камерно-лиричными образами русской природы.

1908 "Сказка инея и восходящего солнца"
1908 сказка инея и восходящего солнца
Collapse )

Тео Ван Рейссельберг (1862-1926)

Потихоньку разбираю "сокровищницу" после посещения неск. живописных   галерей Копенгагена и в
первую очень возвращаюсь к фото потрясающих полотен бельгийского постимпрессиониста ( глобально) и пуантилиста
( в частности) Тео Ван Рейссельберга, который прошел интересный творческий путь от импрессионизма к пуантилизму и обратно.
А теперь по порядку:
Тео родился в Генте  и начал осваивать живопись на месте,  в 18 лет перебрался в Брюссель ради обучения в Академии живописи.
Самые ранние работы, которые он выставил в салоне родного города, на мой взгляд,  мрачноваты ибо выполнены на типичный
манер бельгийского реализма того периода. В это же время познакомился с картинами импрессионистов и начал потихоньку
перенимать их технику, хотя и тут имхо особых шедевров не создал. В этот период часто на его полотнах появляются жанровые
сцены марокканского быта, как впечатления его полуторагодовалого пребывания в этой стране. Также пейзажи и портреты,
которые все больше мимо меня..
Но грядет кульминационный момент всей этой заурядной истории;)
Тео с единомышленниками в 1883 образует группы "XX"  - бельгийская версия радикальных молодых художников-противников
академизма, в разное время в нее входили в том числе (из знакомых имен) Роден и Синьяк ( + Сера= основатели пуантилизма).
В 1886 работы Ренуара и Моне, выставленные на одной из выставок группы,  произвели переворот в голове Тео, результатом
чего стал ряд полотен импрессионистской направленности. В том же 1886 героя нашего засылают в Париж для поиска новых
талантов, где он на местном Салоне возмущен картиной Жоржа Сера  "Воскресная прогулка на острове Гран-Жатт"...
.. а год спустя выставляет свои первые работы в технике пуантилизма и здесь начинаются самые его пленительные творческие
опыты,  перед которыми я млею последние несколько дней)) ..
..и надо отдать ему должное, что в отличии от многих других,как например Писсарро,  кто экспериментировал в этой манере,
но быстро  пресытился и вернулся к импресс., не найдя достаточного пространства для своего творческого потенциала, Тео в
истории живописи остается одним из самых последовательных и преданных пуантилизму художников: вплоть до 1910 года его
работы - виртуозно сложенные точечки не смешанных красок, где оттенки плавными переливами смыкаются один с другим, создавая благостное и гармоничное для глаза зрелище)
В 1897 Тео перебрался в Париж, а после 1911 на Лазурное побережье, отстранившись от своей деятельности  по поиску новых
талантов для группы XX и  до конца жизни рисует в смешанных техниках ( преимущественно импресс.) как и прежде много
портретов, пейзажей и ню.
NB в контексте пуантилизма вернусь попозже к работам Жоржа Леммена ну и покажу знаковые работы Сера и Синьяка, которые какбэ папа-мама этого направления в живописи.

1900
Collapse )

Кер-Ксавье Руссель (1867-1944)

И еще один символист, на этой раз все больше фантазер из "Наби" - Кер-Ксавье Руссель.
Был близок с Боннаром и породнился с Вюйаром, женившись на его сестре.
В отличии от единомышленников, его картины славно погружают не в уютный парижский быт, а в незамысловатые сценки
из жизни  фантазийных созданий.

И надо будет еще коснуться в контексте набидов творчества Поля Серюзье и на этом закрыть тему.)
412143448

Collapse )

Эдуард Вюйар (Edouard Vuillard) 1868-1940

Работы Вюйара давно нравятся, но сейчас с особым трепетом любуюсь, видимо, ранее все внимание было поглащено одкашниками Вюйара - Боннаром и Дени, что недвусмысленно намекает, что Вюйар тоже из "Наби";), собственно, был в числе основателей (+Дени и Руссель) в 1892.
Художники этой группы, напомню, отошли от парящей и пульсирующей дословности импрессионистов в пользу  субъективно-
чувственного отображения окружающего мира, продвигаясь, тем самым, в сторону абстракции.

Некоторые работы, было дело, путала с Боннаром, т.к.схожи они по манере воплощения и интимности тем .
И все же у Вюйара модели поизящнее,  их позирование художнику естесственно и просто, без лишней патетики, а там, где
будто и вовсе не замечают присутствия худ-ка, тем не менее, сохраняют аккуратность поз и стройность осанки)

а Боннар как будто подлавливал своих натурщиц врасполох в позах отвергнутой грации)

А еще очень нравится в работах Вюйара эффект..назовем его "кружевной покров"или узор, в который погружены силуэты  и предметы.

И вобще вот эта вся размытость образов и нечеткость линий завораживает и увлекает, а  простодушное восприятие
повседневной жизни и тонкая эмоциональность оставляют очень приятное и легкое послевкусие)
Как я проследила, технические приемы Вюйара, которых он придерживался до конца ( умер в 1940) своего творческого пути,
оформились уже к 1895, ранние( с 1888 из того, что нашла) мне напоминают немецких экспрессионистов по форме, но не по палитре(которая определенно их
козырь), отсюда по мне так достаточно уныло..т.е. красотень, кот. делюсь , начиная с обозначенного года.

1901
1901-2
Collapse )

Жюль Бастьен-Лепаж (1848-1884)

Я взяла на заметку этого художника, когда на одной из лекций в ГТГ была сделана ремарка, что Лепаж в свое время внушительно
повлиям  на творчество русских живописцев 80х 19 века, когда наша живопись находилась, так скажем, на распутье:
академизм угнетал, передвижничество в кризисе жанра, а веяния импрессионизма, символизма и модерна еще не были
вполне определенными; на этом фоне образовался абрамцевский кружок, где  под крылом С.Мамомнтова собрались и Серов и
Нестеров  и Поленов и Васнецов и Репин и Врубель и брр другие многие. Их интерес был сфокусирован на национальном и природном и тут живопись Лепажа , как источник вдохновения, пришлась очень кстати.
Тем временем, влияние это было весьма условное и мимолетное, но повествовательность работ Лепажа  мне понравились)
Сам Лепаж развивался под влиянием двух могучих талантов французского искусства середины века- Милле и Курбе, про которых я еще не рассказывала.. но да всему свое время.
Так вот фоне подвижничества Милле и дерзости Курбе, творчество Лепажа более чем гуманно и лишь одна изюминка выделяет его живопись от современников-академистов и современником-новаторов (импрессионистов), а именно: портрет в пейзаже..или наоборот) : и одно и второе проработано досканально и тщательно: персонажи преисполнены скорби и томления зачастую (тут его критики, вт.ч. Крамской упрекнули  за неестественно-благостную сентиментальность), но я не нахожу, что он сильно перебрал в настроениях своих героев; а пейзажная тема раскрыта естественно и звучно ( на контрасте с тяжелым колоритом барбизонцев).
К стыду своему не помню одну из жемчужин его творчества - картину "Деревенская любовь", которая сейчас в Частных коллекциях,
а ранее красовалась в Третьяковке, Третьяковым же , как ярым поклонником полотен  французских мастеров реалистического пейзажа, и приобретенная.
Нестеров писал о "Деревенской любви", что "картина эта, по сокровенному, глубокому смыслу, более русская,
чем французская".
Тем не менее, заглавной ставлю работу, которую накануне встретила в Глинпотеке Копенгагена, таки цепляет..
и наблюдала за посетителями: даже самые равнодушные зеваки (был день бесплатного посещения и многие явно от нечего делать
забрели)и те приостанавливались у этой работы.

1880 Бродяга
1880 bastien-lepage_jules_le_mendiant
Collapse )